По Северному морскому пути грузы теперь будут возить круглый год

Восточные регионы являются центром потребителей нашей продукции и потенциальных инвесторов в развитие Арктики. Наша задача - обеспечить круглогодичную навигацию с декабря 2024 года, - отмечает специальный представитель ГК "Росатом" по вопросам развития Арктики Владимир Панов.

До 2019 года навигация по Северному морскому пути начиналась в июле и заканчивалась в ноябре. В последние три-четыре года из-за глобального потепления это "окно" расширилось, но период с февраля по май по-прежнему остается самым сложным - на трассах СМП в это время слишком сложная ледовая обстановка, отмечает член Научного совета при Совете безопасности РФ Михаил Григорьев.
Однако, в Министерстве Восточного развития России отметили, что в этом году ожидается увеличение грузооборота по Севморпути до 72 миллионов тонн в год. В сравнении, в 2023 году этот показатель составил более 36,2 миллиона тонн. Возможность такого роста обусловлена наличием атомных ледокольных судов, развитием арктического транспортного флота, строительством северных портов и, главным образом, увеличением потребности в промышленном освоении Арктики. В ближайшее десятилетие планируется вложить 1,8 триллиона рублей в инфраструктуру Севморпути.
- Михаил Григорьев подчеркивает, что мы начинаем осуществлять опытные рейсы с целью развития круглогодичной навигации. Первые маршруты будут выполняться газовозами компании "НОВАТЭК". Планируется проведение тестовых походов одного судна раз в месяц в восточном направлении, с возвращением на запад. У нас пока нет опыта судоходства в восточной части СМП в самый сложный период с середины февраля по май, нам предстоит его приобрести.

Это означает для жителей городов и поселков на побережье не только возможность жить лучше, но и восстановление веры в то, что они полезны для страны.
Для жителей городов и поселков на северном побережье морей, круглогодичная навигация имеет большое значение не только для улучшения качества жизни, но и для восстановления веры в свою значимость для страны. Без этой веры, как говорится, ничего не получится.

Кстати, о значимости. Главным образом, Севморпуть является основным источником поставок в арктические населенные пункты, где доставляются все необходимые товары морским путем. Никто не осознает важность этого "жизненного сосуда" так, как жители Чукотки. Цены там на продукты питания настолько высоки, что даже богатый житель Москвы потеряет сознание: помидоры и огурцы стоят около 600 рублей за килограмм, а арбузы могут обойтись в несколько тысяч рублей.

Северяне ждали двадцать лет нового закона "О северном завозе", который вступит в силу в апреле 2024 года. Ранее поставки грузов для северян не регламентировались, но теперь они будут планироваться на три года вперед. Федеральный координатор и единый морской оператор будут отвечать за перевозки. Существует список из 70 позиций завозимых продуктов. Минвостокразвития России ожидает, что уже на первоначальном этапе внедрения закона цены на жизненно важные товары снизятся в среднем на 15%.

Кроме того, Северный морской путь предлагает высокооплачиваемую работу. В селе Белокаменка Мурманской области построен самый крупный в России цех, известный как "завод заводов", с размерами 93 метра в высоту, 280 метров в длину и 345 метров в ширину. На этом заводе производятся линии сжижения природного газа для арктических месторождений. Эти линии будут доставлять газ к месторождениям по Северному морскому пути, а также использоваться для экспорта сжиженного газа из месторождений.

Алексей Фадеев, исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области, отмечает, что в перспективе Северный морской путь может стать наиболее реальной альтернативой Суэцкому каналу как самому короткому пути из Европы в Азию.

База грузоперевозок СМП будет расширяться не только за счет отечественных, но и зарубежных грузоотправителей. На Ближнем Востоке, вдоль Суэцкого канала, происходят крупные конфликты, которые увеличивают риски и приводят к повышению страховых премий и цен на фрахт. Китай уже оценил эти преимущества: в октябре 2023 года контейнеровоз из Китая впервые достиг порта Балтийск в Калининградской области по Северному морскому пути. Бизнес, как известно, всегда стремится делать то, что выгодно.

Более чем 140 стран выбирают КНР в качестве своего основного торгового партнера, и для экспорта грузов из этой страны становится все более привлекательным использование Севморпути.

Источник и фото: rg.ru