Гонения на церковь в Эстонии могут привлечь внимание Трампа, считают в РАН
13.03.2025 03:03

Этот вопрос стал особенно актуальным после принятия в феврале законопроекта о церкви, который предполагает разрыв связей Эстонской православной церкви с Московским патриархатом. Инициатором законопроекта выступил глава МВД Эстонии Лаури Ляэнеметс. По новому закону, религиозные учреждения должны будут изменить свои уставы в течение двух месяцев. В связи с этим возможно возникновение напряженности между церковью и государством, что может привести к международным последствиям.
В свете последних изменений в законодательстве, высказанных в ЭПЦ, возникает опасение, что церковь может оказаться в непростой ситуации, выведенной за пределы закона. Настоятельница Пюхтицкого женского монастыря ЭПЦ подчеркнула, что цель новых законодательных инициатив заключается в том, чтобы поставить церковь перед выбором: либо принудительная ликвидация, либо переход под покровительство Константинопольского патриархата.В свете изменения подходов к защите религиозной свободы в администрации Дональда Трампа, возникает возможность включения Эстонии в список стран, вызывающих обеспокоенность нарушениями, согласно докладам госдепа США и новым альянсам за религиозную свободу, формируемым Дональдом Трампом и Джей Ди Вэнсом. Подобно украинскому случаю, Эстония может стать объектом внимания в докладах ООН по правам человека и других международных организаций."Такие действия могут привести к серьезным последствиям для церкви и религиозной общины в целом", - отмечается в документе, подчеркивая важность внимательного анализа и обсуждения данной проблемы на международном уровне.Исследование, проведенное заместителем директора Института Европы РАН, доктором политических наук Романом Лункиным, подчеркивает стремление неолиберальных правящих кругов в Европе использовать бюрократический аппарат для внедрения определенных идеологических конструкций. Эти конструкции могут касаться гендерной политики, национализма или создания церковных институтов в рамках гибридного противостояния с Российской Федерацией.Особое внимание уделено принятию законопроекта в первом чтении Эстонским парламентом, который направлен на разрыв связей Эстонской православной церкви с Московским патриархатом. Этот шаг является частью стратегии укрепления независимости от влияния России и установления собственной религиозной идентичности.По мнению Лункина, такие действия свидетельствуют о попытках управляющих элит в Европе использовать религию и идеологию в качестве инструментов для достижения политических целей и укрепления своей власти.Ученый подчеркнул, что действия эстонских властей, направленные на давление на ЭПЦ и вмешательство в ее внутренние дела до принятия законопроекта, являются недопустимыми. Предполагаемое принятие закона, согласно ученому, будет нарушением международного права и стандартов, касающихся свободы религии и убеждений. Это связано с неопределенностью формулировок и политической ангажированностью, направленной на ликвидацию одной из церквей.Ученый также отметил, что аннулирование регистрации ЭПЦ и Пюхтицкого монастыря, а также решение первой судебной инстанции, могут послужить поводом для обращения в Европейский суд по правам человека. Это будет основано на статье 9 о свободе религии и статье 11 о свободе собраний. В целом, ситуация с законопроектом вызывает серьезные опасения ученого относительно соблюдения прав человека и международных норм.Эстонская православная церковь, получившая право на самоуправление в 1920 году от Русской православной церкви, подтвержденное томосом патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1993 году, в 2024 году заявила о своей независимости от политических процессов и стремлении к автономии от эстонских властей. Однако, продолжающееся давление со стороны республиканских властей создает неприятные условия для Эстонской православной церкви. В 2024 году Департамент полиции и пограничной охраны Эстонии уведомил митрополита Евгения (Решетникова), главу ЭПЦ, о том, что ему отказано в продлении временного вида на жительство, что вынудило его покинуть страну. Этот инцидент поднял вопросы о свободе вероисповедания и независимости церкви от государства в современном обществе. Какие дальнейшие шаги предпримет Эстонская православная церковь в условиях давления и ограничений со стороны властей, остается вопросом для обсуждения и наблюдения.Исследования бюро статистики Эстонии указывают на то, что православные являются самым многочисленным религиозным сообществом в стране. Согласно отчету департамента международной религиозной свободы госдепартамента США, ссылающегося на данные Эстонского совета церквей, 13,9% жителей страны исповедуют православие по Московскому патриархату, 8% принадлежат Евангелическо-лютеранской церкви Эстонии, а 2,3% - Эстонской апостольской православной церкви, подконтрольной Константинопольскому патриархату.Эстонская апостольская православная церковь (ЭАПЦ) была основана впервые в 1923 году Константинопольским патриархатом, а затем вновь организована в 1996 году тем же патриархатом. Эта церковь имеет свою уникальную историю и традиции, которые отличают ее от других православных конфессий в Эстонии.Важно отметить, что религиозная картина в стране отражает разнообразие вероисповеданий и их влияние на общество. Различные церкви и конфессии играют значительную роль в духовной жизни населения Эстонии, формируя его культурное и религиозное наследие.Русская церковь выразила свое решительное недовольство вторжением Константинопольского патриархата в Эстонию. Они подчеркнули, что для них Эстония является неотъемлемой исторической частью их канонической территории. Важно отметить, что данное заявление было сделано в комментарии для РИА Новости. Стремление сохранить свою территориальную целостность и автономию стало одним из ключевых принципов, на которых Русская церковь настаивает.Источник и фото - ria.ru