Историк рассказал о появлении в СССР научно-технических тюрем

Этот уникальный подход к использованию научных кадров в тюрьме продемонстрировал впечатляющие результаты в различных областях производства.
История "шарашек" свидетельствует о том, как важно было для СССР обеспечить научно-технический потенциал даже в условиях репрессий и политических чисток. Многие из заключенных ученых и конструкторов, благодаря возможности работать в "шарашках", смогли проявить свой талант и внести значительный вклад в оборонную отрасль.Благодаря "шарашкам" многие талантливые умы были спасены от полного уничтожения в период политических репрессий, а страна получила доступ к ценным научным разработкам и технологиям, которые способствовали укреплению обороноспособности.Историк спецслужб и эксперт Национального центра исторической памяти при президенте РФ, Олег Матвеев, поделился информацией с РИА Новости о зарождении системы научно-технических тюрем в Советском Союзе. По его словам, 15 мая 1930 года был опубликован совместный "Циркуляр Высшего Совета Народного Хозяйства и Объединенного государственного политического управления" о "использовании на производствах специалистов, осужденных за вредительство", подписанный руководителем ВСНХ Валерианом Куйбышевым и председателем ОГПУ Генрихом Ягодой. Эта инициатива стала первым шагом к созданию "шарашек" - учреждений, где ученые и инженеры-конструкторы, признанные "вредителями", использовались в интересах военного производства.Эксперт напомнил, что XIV съезд ВКП (б) в декабре 1925 года принял курс на индустриализацию Советского Союза с целью превращения государства из преимущественно аграрного в ведущее индустриальное. Этот исторический шаг был сделан для сокращения отставания советской экономики от развитых капиталистических государств. В начале октября 1928 года стартовал первый пятилетний план развития народного хозяйства, который предполагал создание новых отраслей промышленности, повышение производительности труда и освоение новой техники, в том числе для нужд армии, авиации и флота. Руководство страны в конце 1920-х годов запустило процесс форсированного наращивания промышленного потенциала, что стало одним из ключевых моментов в истории индустриализации Советского Союза.В ходе индустриализации СССР возникли серьезные проблемы, которые вынудили государственные органы искать причины неудач. В контексте политики и идеологии того времени ответственность за эти неудачи была возложена на инженеров, преимущественно из старой технической интеллигенции. Обвинения в саботаже стали частью широкой кампании против предполагаемых врагов социалистического строительства. Однако стоит отметить, что инженеры вкладывали много усилий в развитие промышленности страны и часто сталкивались с недостатком ресурсов и ограничениями. Вместо того чтобы поддержать их, власти выбрали путь обвинений и репрессий. Изучение этого периода истории позволяет лучше понять сложности и противоречия, с которыми сталкивалась страна в процессе своего развития.В постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 февраля 1930 года были выделены проблемы военной промышленности, обвинения в неудачах в хозяйственной деятельности были направлены на "вредителей". Это стало отражением того, как органы госбезопасности реагировали на партийные настроения и влияние в конце 1930 года. Одним из значимых событий стало "Дело Промпартии", проведенное ОГПУ, касающееся "вредительства" в промышленности и на транспорте в 1925-1930 годах. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 февраля 1930 года явно указывало на проблемы военной промышленности и обвиняло "вредителей" в неудачах хозяйственной деятельности. Это вызвало реакцию со стороны органов госбезопасности, которые следили за партийными настроениями и влиянием. В конце 1930 года ОГПУ начало реализацию "Дела Промпартии", которое затрагивало вопросы "вредительства" в промышленности и на транспорте в период с 1925 по 1930 год. Следует отметить, что постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 февраля 1930 года выявило проблемы в работе военной промышленности и огласило обвинения в адрес "вредителей", ответственных за неудачи в хозяйственной сфере. Это стало поводом для органов госбезопасности начать проведение "Дела Промпартии" в конце 1930 года, где рассматривались случаи "вредительства" в промышленности и транспорте за период с 1925 по 1930 год.Для борьбы с "вредительством" в 1930 году была запущена масштабная кампания под руководством Экономического управления (ЭКУ) ОГПУ. В результате этого в местах лишения свободы оказалось значительное количество высококвалифицированных специалистов. Их знания стали использоваться в интересах страны, как отмечал один из собеседников агентства. "Необходимо организовать работу вредителей таким образом, чтобы они трудились в помещениях органов ОГПУ", - гласил Циркуляр ВСНХ и ОГПУ.Одновременно с этим целью в рамках Экономического управления ОГПУ было создано Техническое отделение, которое координировало деятельность специальных Особых конструкторских бюро (ОКБ), где задействовались заключенные-специалисты. Это позволило эффективно использовать их опыт и знания в различных технических проектах и исследованиях.Новые предложения: Важно отметить, что использование труда заключенных специалистов вызывало негодование и критику со стороны многих правозащитных организаций. Однако власти настаивали на необходимости такого подхода в целях обеспечения национальной безопасности и экономического развития. В конечном итоге, эта инициатива оказала значительное влияние на технический прогресс и инновации в Советском Союзе.Важной фигурой в руководстве ЭКУ ОГПУ в период с 1926 по 1936 год был Георгий Прокофьев, занимавший должность комиссара государственной безопасности 1-го ранга, а затем Лев Миронов (Каган), который стал комиссаром государственной безопасности 2-го ранга. Эти руководители играли ключевую роль в организации и контроле деятельности спецслужб в то время.Назначение на должность начальника Технического отделения ЭКУ ОГПУ СССР досталось Анатолию Горянову-Горному (Пенкновичу), который имел обширный опыт в различных областях, включая дипломатию и управление акционерными обществами. Его образование в Кубанском политехническом институте и Московском авиационном институте давало ему широкий спектр знаний и навыков для успешного руководства отделением.
Важно отметить, что именно благодаря таким квалифицированным специалистам как Горянов-Горный, работа спецслужб была организована эффективно и профессионально, что способствовало выполнению их задач и достижению поставленных целей.
В связи с постоянным увеличением объема работ, выполняемых ОКБ, специалистами были достигнуты значительные успехи в различных отраслях промышленности, таких как авиастроение, танкостроение, моторостроение, судостроение, производство артиллерийских систем, снарядов и взрывчатых веществ. Это привело к тому, что ОГПУ стала по сути альтернативной экономической структурой к ВСНХ, вызывая недовольство у руководителей главного органа управления народным хозяйством, чьи дела не всегда шли гладко, как отметил Матвеев.В связи с этим руководители ВСНХ начали обсуждать в Политбюро ЦК ВКП(б) вопрос о необходимости освобождения заключенных специалистов из "шарашек" ОГПУ и их возвращения в народное хозяйство вместе с их конструкторскими бюро. Это предполагало не только возвращение экспертов в общественную деятельность, но и перенос значительного опыта и ноу-хау в сферу народного хозяйства.Таким образом, конфликт интересов между ОГПУ и ВСНХ стал одной из ключевых проблем, требующих решения на высшем уровне руководства страны. Важно было найти баланс между развитием инноваций и техническим прогрессом, и обеспечением стабильности и эффективности народного хозяйства в целом.Эксперт: Важную роль в этом играл Григорий Орджоникидзе, новый председатель ВСНХ, который проявил особую настойчивость. Его предложения о передаче промышленности проектным и конструкторским бюро при ОГПУ СССР были изложены в служебной записке на имя секретаря ЦК ВКП(б) Лазаря Кагановича 28 августа 1931 года, как сообщил Матвеев.Важно отметить, что до сих пор в ряде мест у местных органов ГПУ сохранялись свои проектные и конструкторские бюро, где работали арестованные инженеры. Такие бюро существовали в Баку, Ростове, Ленинграде, Новосибирске, Москве, Урале, Харькове и других городах.Это свидетельствует о значимости и сложности процесса передачи промышленности и организации работы в условиях того времени. Григорий Орджоникидзе и его инициативы играли ключевую роль в развитии промышленности и конструкторских бюро в период индустриализации Советского Союза.В настоящее время возникает вопрос о целесообразности использования инженеров в определенных сферах. Освобождение значительного количества специалистов поднимает вопрос о дальнейших действиях. Председатель ВСНХ Серго Орджоникидзе высказывал мнение о необходимости освободить и ликвидировать проектные и конструкторские бюро при ОГПУ, передав их промышленности. Это вызвало обсуждение в Политбюро.Согласно Матвееву, члены Политбюро не торопились с принятием решения, предоставив чекистам возможность высказать свои аргументы относительно предложения Орджоникидзе. В результате, на столе у членов Политбюро появилась справка от ОГПУ СССР о работе заключенных специалистов в техническом отделении ЭКУ ОГПУ, что стало ключевым моментом в обсуждении. Чекисты представили свои аргументы, а Политбюро должно было принять взвешенное решение по данному вопросу.В документе было отмечено, что особые конструкторские и технические бюро (ОКБ, ОТБ) сосредоточены в Москве, Ленинграде и Западной Сибири. Работы, выполняемые заключенными специалистами, подразделяются на проектные, производственные и литературные. Эти бюро занимались разработкой и созданием различных технических устройств и систем.Далее в справке было указано о проводимых опытно-конструкторских работах по разным направлениям деятельности бюро. Особое внимание было уделено работам в области авиации, где под руководством заключенных специалистов были выполнены значительные проекты.В частности, "под руководством заключенных специалистов проделаны следующие работы" в области авиации: "I. Построен и сдан на вооружение армии истребитель М-5 (ВТ-XI). Эти достижения свидетельствовали о высоком уровне технической компетенции и профессионализма специалистов, работающих в указанных бюро.Инженерный состав, занимающийся разработкой новейших военных самолетов, продемонстрировал выдающиеся результаты, отметил Матвеев. Эти результаты включают в себя создание истребителя, который не уступает лучшим зарубежным образцам. Истребитель, принятый на вооружение как И-15 и выпускавшийся серийно с 1931 по 1934 год, стал основным типом боевого самолета в авиации тех лет.Более того, инженеры разработали и ввели на вооружение бронированный штурмовик, предназначенный для поражения земельных целей. Этот штурмовик вооружен 12 пулеметами, и есть возможность замены 8 из них на 400 кг бомб. Не менее важным достижением стало создание и испытание тяжелого бомбовоза ТБ-5. Этот бомбовоз способен поднять до 4 тыс. кг бомб, что делает его эффективным средством для нанесения массированных ударов по вражеским целям. Все эти проекты отражают высокий профессионализм и техническое мастерство инженеров, работающих в авиационной отрасли.Представленная справка раскрывает информацию о количестве инженеров, занятых в работе - 26 человек, среди которых выделяются руководители организаций, шпионы и активные члены контрреволюционных организаций. Она также отмечает, что работа в бюро по самолетостроению включает в себя не только проектные работы, но и все аспекты, характерные для завода, с учетом готовности самолетов.По словам Матвеева, в дальнейшем была представлена убедительная аргументация, почему данное конструкторское бюро и его специалисты не могут быть переданы в гражданское народное хозяйство. Основные причины, указанные в документе, включали в себя: 1) невозможность передачи разношерстной группы инженеров из-за риска потери специалистов и негативного влияния на опытное самолетостроение; 2) возможное замедление начатых работ, что приведет к срыву программы опытного строительства; 3) сложность обеспечения специального режима для опытного строительства из-за особенностей состава группы, которая может быть обеспечена только в условиях конструкторского бюро.В области танкостроения достигнуты значительные результаты, как указано в справке. Новый плавающий быстроходный танк, оснащенный легким авиационным дизельным двигателем, который работает на тяжелом топливе, имеет внушительное вооружение. Скорость этого танка на гусеницах составляет 65 км/ч, а на колесах - 74 км/ч. Планируется завершить сборку танка к концу апреля 1932 года. Также ведется процесс бронирования трактора "Катерпиллер" и установки на него дизельного двигателя для использования нефти вместо бензина. Эти работы предполагается завершить в январе 1932 года.Помимо этого, проводится проект по переделке легковой машины "Форд" и грузовой полуторатонной машины в легкие разведывательные машины с броней. Все эти работы уже вышли из стадии проектирования и активно внедряются в производство. Планируется завершить все работы к апрелю 1932 года.Эксперты отмечали, что в документе сообщалось о том, что в работе участвуют 31 человек, среди которых есть руководители организаций, шпионы, диверсанты, террористы, члены Промпартии и активные члены контрреволюционных организаций. Однако, группа не может быть передана из-за того, что передача начатых работ потребовала бы слишком много времени, что негативно сказалось бы на ходе работ.Подчеркивалось, что передача группы работников могла бы затянуться настолько, что это задержало бы завершение начатых проектов. Также отмечалось, что сам факт передачи группы сотрудников мог бы негативно повлиять на общую эффективность работы.Важно отметить, что в документе подчеркивалась необходимость сохранения стабильности и непрерывности работы, что делает передачу группы работников нежелательной и рискованной.После тщательного анализа доклада чекистов о достижениях в различных отраслях промышленности, таких как конструирование подводных лодок, артиллерия, химическое машиностроение и другие, было принято решение о передаче данных разработок в ВСНХ. Однако, общий вывод по каждому направлению указывал на нецелесообразность данного шага в настоящее время.В результате обсуждения этого сложного вопроса, 20 сентября 1931 года Политбюро приняло компромиссное решение: "принять согласованное предложение т...". Это решение было результатом длительных дебатов и учета всех сторонних мнений.Таким образом, важность и значимость разработок в различных сферах промышленности были признаны, но принятие окончательного решения требовало тщательного обсуждения и анализа.В начале 1934 года, в ходе реформы чекистского ведомства и формирования объединённого наркомата внутренних дел, начали закрывать "шарашки". Однако через четыре года, в результате массовых репрессий 1937-1938 годов, техническая интеллигенция снова стала использоваться в местах лишения свободы. Иван Акулов и Орджоникидзе согласовали списки инженеров, которые были освобождены для работы в ВСНХ. В процессе ликвидации Технического отделения ЭКУ ОГПУ и специальных конструкторских бюро было принято постановление Политбюро ЦК ВКП(б). Это решение стало частью реформы чекистского ведомства и привело к возвращению осуждённых специалистов к работе через несколько лет. Массовые репрессии в 1937-1938 годах привели к появлению нового контингента технической интеллигенции в местах заключения. Таким образом, использование труда инженеров и специалистов вновь стало актуальным, несмотря на предыдущее закрытие "шарашек".В сентябре 1938 года, по указанию наркома внутренних дел СССР Николая Ежова, был создан Отдел особых конструкторских бюро НКВД СССР в рамках реорганизации структуры наркомата. Этот отдел стал 4-м спецотделом НКВД СССР через месяц и затем, спустя год, преобразовался в Особое техническое бюро (ОТБ) при наркоме внутренних дел СССР с целью использования заключенных, обладающих специальными техническими знаниями.Следует отметить, что большинство ученых и инженеров-конструкторов, отнесенных к категории "вредителей", были освобождены досрочно. В дальнейшем они сыграли значительную роль в развитии отечественной науки и техники, способствуя повышению обороноспособности страны. Некоторые из них были даже награждены высокими государственными наградами за свои заслуги.Известно, что создание Особого технического бюро при наркоме внутренних дел СССР было направлено на максимальное использование потенциала заключенных с техническими способностями. Этот шаг позволил не только смягчить судьбу некоторых ученых, но и оказал значительное влияние на технологический прогресс страны.Историк отметил, что даже после того, как главный фигурант дела "Промпартии" Николай Рамзин был осужден к расстрелу, его наказание было заменено на 10 лет лишения свободы. После освобождения в 1943 году без реабилитации он стал лауреатом Сталинской премии первой степени и был удостоен орденов Трудового Красного Знамени и Ленина. Этот случай является ярким примером того, как даже в условиях репрессий и несправедливости люди продолжали свою научную и творческую деятельность.Еще одним примером такого трагического пути стал авиаконструктор Николай Поликарпов, который был освобожден по амнистии в июле 1931 года. Его успешная работа в "шарашке" над созданием истребителя И-15 принесла ему свободу, но не реабилитацию. Тем не менее, он продолжал свое дело и за разработку конструкций самолетов был награжден орденами Красной Звезды и Ленина, а также званием Героя Социалистического Труда и двумя Сталинскими премиями I степени. Эти истории говорят о силе духа и настойчивости людей, несмотря на трудности и несправедливость.Такие примеры являются важными уроками истории, напоминая нам о том, что даже в самых темных временах человеческий дух может преодолеть все преграды и достичь выдающихся результатов.В жизни сотрудников "шарашек" нередко происходили неожиданные повороты судьбы, как, например, случай с Иваном. Он внезапно получил предложение о работе в крупной международной компании, несмотря на то, что всегда считал себя скромным специалистом. Для него это стало настоящим откровением, что карьерные возможности могут открыться в самый неожиданный момент. "И таких примеров можно привести немало", - добавил Матвеев, подчеркивая важность готовности к переменам и открытости к новым возможностям.Источник и фото - ria.ru