Какие университетские рейтинги нужны российской экономике

Минтруд оценивает, что примерно треть этой потребности приходится на людей с высшим образованием. Без преодоления дефицита кадров экономика не сможет эффективно развиваться даже при увеличении спроса.
Одним из возможных способов привлечения инженерных кадров является увеличение количества бюджетных мест в университетах, что может быть предложено правительством. Однако стоит помнить, что около 40 процентов специалистов с высшим образованием работают вне своей специальности. Это свидетельствует о низкой эффективности системы образования, где почти половина ресурсов тратится зря.
Важно решить проблему с кадровым планом в течение пяти лет, иначе возникнут серьезные проблемы. Без объективного национального рейтинга университетов, учитывающего трудоустройство выпускников, станет сложно оценить их эффективность. Правительству необходим такой рейтинг для более эффективного регулирования системы высшего образования. Абитуриенты стремятся выбрать учебное заведение, которое поможет им успешно начать карьеру. Для предприятий это потенциальный источник квалифицированных кадров.
Прямое поручение о создании университетского рейтинга с учетом трудоустройства было дано президентом. Минтруд России станет ответственным за разработку нового рейтинга. Планируется, что рейтинг будет опубликован к 15 июня текущего года. Новый инструмент оценки университетов поможет студентам и работодателям принимать более обоснованные решения.
Начнем с того, что в процессе ранжирования выпускников вузов будут учитываться их зарплата, а также трудоустройство через два года после окончания обучения. По предварительной информации, не будет учитываться соответствие специальности диплому и фактическим обязанностям на рабочем месте молодого специалиста.
Уже известны детали: ранжирование будет учитывать зарплату и факт трудоустройства через два года после окончания вуза. Увязка направления подготовки или специальности по диплому с фактическими должностными обязанностями молодого специалиста на своем рабочем месте, судя по предварительной информации, не предусмотрена.
Пошли по простому пути: вузы предоставляют государству данные о выпускниках с указанием СНИЛС — по отчислениям в Социальный фонд можно установить размер зарплаты каждого молодого специалиста и факт его присутствия в экономике.
Для того чтобы правильно оценить эффективность трудоустройства по специальности, необходимо уделить внимание системе профессиональных стандартов. Этот вопрос активно обсуждается на заседаниях Национального совета по профессиональным квалификациям. Однако, чтобы добиться значимых результатов, требуется значительная работа по улучшению этой системы, что может быть непросто в текущих условиях.
Пример, который иллюстрирует важность правильного трудоустройства: два руководителя отделов закупок в конкурирующих гипермаркетах товаров для ремонта и строительства. Один из них имеет диплом по направлению "Техника и технологии строительства" и является специалистом в области строительных материалов, в то время как другой, хоть и менеджер по образованию, благодаря опыту хорошо разбирается в строительном бизнесе. Кто из них работает вне своей специальности?
Решение этой проблемы важно не только для работодателей и специалистов, но и для всей экономики в целом. Поддержка правильного трудоустройства по специальности способствует повышению профессионализма и эффективности трудовых процессов, что в итоге благоприятно сказывается на развитии отраслей и страны в целом.
С момента 2003 года в России активно работают над созданием собственного университетского рейтинга, вдохновленные успехом китайцев с Шанхайским рейтингом. Один из таких проектов — рейтинг "Три миссии университета", запущенный Российским союзом ректоров в 2017 году. Однако, стоит ли полагаться на этот рейтинг? Ведь среди его критериев оценки есть такие параметры, как количество подписчиков в социальных сетях или посещаемость сайта, которые могут искажать реальное положение дел. Например, как сравнивать университеты, в которых учится 40 тысяч студентов и тех, где обучается менее 5000 человек?
Попытки создания качественного отечественного университетского рейтинга начались задолго до появления "Трех миссий университета" в 2017 году. Уже с 2003 года в России искали способы оценки качества образования на уровне вузов, но какие проблемы могут возникнуть при подобных попытках? Важно ли учитывать только показатели, доступные для измерения, или следует также учитывать уникальные особенности каждого учебного заведения? Какие другие критерии можно использовать для оценки университетов помимо количества подписчиков в соцсетях и посещаемости сайта?
Нельзя забывать, что каждый университет имеет свою уникальную специализацию, структуру и цели, которые могут быть не совсем отражены в общепринятых рейтингах. Какие аспекты качества образования, на ваш взгляд, должны быть важны при оценке университетов?
Важно отметить, что существует множество показателей, по которым можно сравнивать университеты. Например, количество онлайн-курсов также может служить важным критерием. Однако стоит понимать, что качественное инженерное образование в дистанционном формате может быть сложным. Поэтому сравнение вузов разных профилей может оказаться не совсем корректным.
Подчеркнем, что объективным будет сравнение университетов внутри одного профиля обучения. Такой подход позволяет оценить вузы по критериям рынка труда и их специализации. Необходимо отказаться от глобальных рейтингов в пользу предметных, чтобы получить более точную картину. Важным шагом в этом направлении стало создание отечественного предметного рейтинга университетов в 2022 году агентством "РАЭКС-Аналитика". Этот рейтинг учитывает 29 предметных профилей высшего образования, что позволяет более детально оценить качество образовательных программ.
Технические вузы теперь не оцениваются вместе с консерваториями в рейтинге "РАЭКС-Аналитика", но критерии оценки все еще не связаны с трудоустройством. Основные факторы, на которых он основан, включают в себя средний балл ЕГЭ, количество преподавателей, финансирование и академическую активность студентов. На мой взгляд, эти критерии не всегда отражают реальное качество образования и подготовку студентов к будущей карьере.
По сравнению с рейтингом "РАЭКС-Аналитика", мировой университетский рейтинг QS, разработанный британской компанией Quacquarelli Symonds, строится по совершенно другим принципам. Он учитывает не только академические показатели, но и репутацию университета среди работодателей и выпускников, качество научных исследований, а также международное влияние учебного заведения.
Важно помнить, что рейтинги университетов не всегда являются исчерпывающим инструментом для выбора образовательного учреждения. Каждый студент имеет свои уникальные потребности и цели, поэтому решение о выборе вуза стоит принимать, учитывая не только место учебного заведения в рейтингах, но и его программы, ресурсы, атмосферу и возможности для профессионального развития.
Исследование, проведенное аналитиками, показало, что как и у российских коллег, у зарубежных университетов также отсутствует статистический инструментарий для точного соотнесения профессий с вузовскими специальностями. Тем не менее, мнение работодателей влияет на рейтинг. Более 75 тысяч бизнесменов были опрошены составителями, чтобы выяснить, выпускники каких университетов лучше всего подготовлены к своим рабочим обязанностям. В интегральной оценке университета по методике QS, критерии, связанные с рынком труда, имеют значительный вес - 30%.
Кроме того, стоит отметить, что британцы также оценивают научную составляющую в основном по академической репутации, учитывая при этом количество научных публикаций и уровень цитирования. Важно понимать, что в современном мире важно не только образование, но и его соответствие требованиям рынка труда. Ведь именно от этого зависит успешная карьера выпускника и его востребованность на рынке труда.
В мировом предметном рейтинге QS 2025 по направлению "Инженерное дело — добыча полезных ископаемых и горная промышленность" Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II занимает четвертое место, что свидетельствует об отсутствии предвзятости в ранжировании вузов через оценку их репутации у работодателей и в научной среде. Этот университет также поднялся на второе место в мире по критерию академической репутации.
Несмотря на то, что с 19 мая 2023 года Санкт-Петербургский горный университет находится в антироссийских санкционных списках, его репутация не потеряла своей ценности. Британские компании продолжают ценить мнение руководства многочисленных предприятий, которые отмечают превосходство выпускников этого университета перед другими соискателями на вакансии.
Этот пример является отличным подтверждением того, что репутация университета играет важную роль при выборе кандидатов на работу и при оценке качества образования. Важно, чтобы оценка университетов была объективной и не зависела от политических обстоятельств.
Репутация учебных заведений является ключевым фактором их успеха. Поддержание и укрепление репутации приносят значительные результаты, в отличие от попыток манипулировать данными для улучшения позиций в рейтингах. Примером таких усилий может служить проект "5-100", который стремился включить несколько российских университетов в топ-100 мировых рейтингов.
Однако, Министерство образования и науки России пришло к выводу, что ключевым фактором для достижения успеха в рейтингах является соотношение студентов и преподавателей.
Улучшение этого показателя станет кратчайшим путем к улучшению позиций в мировых университетских рейтингах, что подчеркивает важность не только количества, но и качества образования в учебных заведениях.
В современной российской высшей школе наблюдается стремление к достижению уровня 4 к 1, что сопоставимо с уровнем преподавательского состава в ведущих университетах Лиги плюща. Однако, несмотря на это, ни один из участников проекта "5-100" так и не смог войти в первую сотню мировых университетов. Возможно, в этом случае репутация сыграла решающую роль. Государственные инвестиции в образование, на сумму десятков миллиардов рублей, оказались направлены не по назначению.
Однако, сегодня российские учебные заведения не стремятся слепо следовать за западными трендами, как это было в 2012 году. Важно отметить, что до сих пор в России не создана рейтинговая система, сопоставимая по объективности с международными стандартами, такими как QS.
Вместе с тем, необходимо признать, что российская система высшего образования продолжает развиваться и совершенствоваться, стремясь к повышению качества обучения и научных исследований. Возможно, в будущем удастся создать собственную рейтинговую систему, которая будет отражать реальное положение дел в российском образовании и поможет укрепить позиции отечественных вузов на мировой арене.
В России не используется механизм государственной аккредитации по категориям, который применяется во многих других странах. Например, в Австралии университеты делятся на пять категорий на основе 12 параметров, которые не учитываются в мировых рейтингах. Эти параметры включают оценку инфраструктуры вуза, уровень вовлеченности студентов, развитие дополнительных навыков, систему поддержки студентов, а также показатели зарплаты и трудоустройства.
Важно отметить, что государственная аккредитация по категориям позволяет более полноценно оценить качество образования в университетах. Этот подход учитывает не только академические показатели, но и условия обучения, поддержку студентов и их дальнейшую успешность на рынке труда.
Подобная система ранжирования вузов способствует повышению качества образования, поскольку стимулирует учебные заведения к улучшению условий обучения, развитию дополнительных программ и повышению уровня подготовки студентов. Внедрение подобной системы в России могло бы сделать процесс оценки университетов более объективным и комплексным.
В современном образовании особую важность приобретает соответствие цифровым показателям, устанавливаемым государственным регулятором. Эти индикаторы становятся ключевыми для укрепления позиций в образовательном секторе, а также для привлечения студентов, работодателей и финансирования. Важно помнить, что потеря звезды в рейтинге может привести к серьезным последствиям для учебного заведения. Оценка дееспособности ректора и его команды играет решающую роль, именно поэтому система рейтингования является неотъемлемой частью современной образовательной практики. Необходимо уделить внимание этому аспекту, чтобы успешно справляться с вызовами современного образовательного рынка.
Источник и фото - ria.ru