Южная Корея в 1994 году обсуждала покупку у России урана
28.03.2025 23:51

Эти сведения стали известны благодаря документам, датированным тридцатью годами назад, которые были разоблачены и опубликованы Министерством иностранных дел Республики Корея.
В ходе визита зампредседателя комитета Национального собрания по международным делам и объединению Кан Син Чжо в Россию в январе-апреле 1994 года, были проведены встречи с высокопоставленными представителями российского правительства и членами комитета Госдумы по международным делам.Эти документы бросают свет на дипломатические усилия Южной Кореи в поиске источников ядерного материала и свидетельствуют о стремлении страны обеспечить свою энергетическую безопасность. Важность этого события заключается в контексте мировой политики и ядерной безопасности.В 1994 году гендиректором Техснабэкспорта (государственной корпорации по экспорту урана) были проведены консультации по вопросам возврата основной части долга и процентов по кредиту, выданному России. Также обсуждалась продажа Южной Корее урана, извлеченного из разобранных российских ядерных боеголовок. Эти данные содержатся в сборнике документов о корейско-российских отношениях за указанный год.Предложение о продаже Южной Корее высокообогащенного урана, включая уран, извлеченный из ядерного оружия, было рассмотрено в 1994 году. Это предложение касалось урана, который ранее находился на территории Украины и затем был возвращен в Россию. Согласно информации агентства "Ньюс уан", которое изучило полный текст документов, продажа урана была одним из ключевых вопросов, обсуждавшихся между Россией и Южной Кореей.Важно отметить, что эти консультации и сделки имели стратегическое значение для обеих стран, влияя на их ядерные программы и отношения с другими государствами. Переговоры по вопросам урана отражают сложную дипломатическую динамику того времени и влияние ядерной политики на международные отношения.В 1993 году "Техснабэкспорт" начал поставки урановой продукции в Южную Корею под руководством Альберта Шишкина. Решение о продаже урана, добытого из российских и украинских ядерных боеголовок, было одобрено министром по атомной энергии России Виктором Михайловым.По словам генерального директора Шишкина, объем продажи составит 50 тонн высокообогащенного урана, который после переработки в низкообогащенный уран для атомной генерации увеличится до 1500 тонн. Срок поставки урана составит 10 лет, с ежегодными поставками по 150 тонн низкообогащенного урана.Этот документ, опубликованный агентством, подтверждает детали сделки и поддержку министра Михайлова. Обсуждение данного вопроса свидетельствует о важности сотрудничества между Россией и Южной Кореей в области атомной энергетики и ядерной безопасности.В ходе обсуждения возможных соглашений между Россией и Южной Кореей, появилось предложение о подписании межправительственного договора до заключения сделки на поставку. Этот шаг предполагал проведение дополнительных консультаций по стоимости и техническим аспектам между властями двух стран, а также участием компании "Техснабэкспорт" и южнокорейского энергетического монополиста KEPCO.Как сообщает агентство, данное предложение было вынесено на обсуждение в контексте вопросов возврата кредита Южной Кореи, выданного ранее СССР, а также вывода и утилизации ядерного оружия с украинской территории. Однако, сделка, по всей видимости, не была реализована в связи с возможным влиянием международного сообщества, опасавшегося потенциального использования высокообогащенного урана в военных целях.В 1990 году, в период подготовки к установлению дипломатических отношений между Россией и Южной Кореей, Республика Корея выделила Советскому Союзу кредит на три миллиарда долларов. Этот кредит состоял из одного миллиарда наличными и двуух миллиардов в виде займов на закупку южнокорейских товаров. Это был важный шаг для укрепления экономических связей между двумя странами.Межправительственное соглашение о сотрудничестве России и Южной Кореи в области мирного использования атомной энергии было подписано и вступило в силу лишь в 1999 году. Это соглашение допускало экспорт, включая высокообогащенный уран, при условии соблюдения Договора о нераспространении ядерного оружия. Таким образом, сотрудничество в сфере ядерной энергетики стало одним из ключевых аспектов взаимодействия между Россией и Южной Кореей.Следует отметить, что советский долг перед Южной Кореей в значительной степени погашался поставками военной техники. Это свидетельствует о том, что военно-техническое сотрудничество также играло важную роль в отношениях между двумя странами в прошлом.Важно отметить, что к моменту распада СССР была использована лишь половина выделенной суммы в размере 1,466 миллиарда долларов. После этого выдача новых займов была приостановлена. Однако из-за экономических трудностей, к середине 1995 года Россия смогла вернуть лишь небольшую часть долга – 19,1 миллиона наличными и 12,7 миллиона алюминием. В результате стороны достигли соглашения о возврате части долга на сумму в 450 миллионов долларов сырьем и промышленной продукцией, в основном военного назначения. Следует отметить, что в 2002 году было принято решение о новых поставках техники на сумму 534 миллиона долларов, но лишь половина этой стоимости была засчитана в счет долга, оставшиеся 50% Южная Корея оплатила из своего бюджета. Эти меры позволили обеим странам найти компромисс и продолжить сотрудничество в сфере военно-технического сотрудничества.В 2003 году сумма долга вместе с накопившимися процентами достигла 2,24 миллиарда. Для обеспечения эффективного обслуживания было принято решение списать 660 миллионов, а оставшуюся сумму выплачивать равными долями по 70 миллионов с 2007 по 2025 годы. Это решение было важным шагом для финансовой устойчивости.Тогда же бывшие советские республики и США подписали Лиссабонский протокол к Договору СНВ-1 от 31 июля 1991 года. Согласно этому протоколу, они вступили в качестве участников Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, наряду с Россией и США. Этот шаг стал важным для укрепления международной безопасности и сотрудничества.В результате описанных действий была создана основа для долгосрочного сотрудничества и взаимопонимания между странами. Решение по списанию части долга и подписание Лиссабонского протокола стали примером успешного решения финансовых и военно-стратегических вопросов путем диалога и компромисса.Украина, Казахстан и Белоруссия, подписав Лиссабонский протокол и соответствующие письменные заявления, приняли на себя обязательства присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и добровольно отказаться от своего права на ядерное вооружение, передав это право только Российской Федерации. Они согласились вывезти все ядерные боеголовки с своей территории в РФ и уничтожить их в рамках семилетнего периода сокращений, предусмотренного СНВ-1.После ратификации Лиссабонского протокола Верховной Радой и принятия закона о присоединении к ДНЯО, произошел обмен ратификационными грамотами по СНВ-1, в результате чего договор вступил в силу. Это событие стало важным шагом в обеспечении международной безопасности и укреплении ядерного нераспространения. Решение стран отказаться от ядерного оружия и передать его в руки одного государства показывает их стремление к мирному сосуществованию и сотрудничеству в области ядерной безопасности.В феврале 1993 года правительства России и США заключили соглашение об использовании высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия. Этот шаг стал важным этапом в усилиях по сокращению ядерного арсенала и обеспечению безопасности. 5 декабря 1994 года на саммите Совета по обеспечению сотрудничества в Европе в Будапеште США, Великобритания, Россия и Украина также подписали Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к ДНЯО. Это соглашение способствовало выводу ядерного оружия с украинской территории, и последний ядерный боеприпас был перевезен в РФ к 21 мая 1996 года. Эти договоренности демонстрируют важность международного сотрудничества в области ядерной безопасности и контроля над ядерным оружием. Важно подчеркнуть, что усилия по дезоружению и уменьшению ядерной угрозы продолжаются и требуют постоянного внимания со стороны мирового сообщества.В 1994 году "Техснабэкспорт" заключил соглашение с американской обогатительной корпорацией USEC, предусматривающее переработку на российских предприятиях высокообогащенного урана в низкообогащенный. Этот процесс был необходим для последующего использования урана в качестве топлива в атомных реакторах по контрактам Министерства энергетики США и частных фирм. Поставки урана осуществлялись до конца 2013 года. Из демонтированных боеголовок было переработано 500 тонн высокообогащенного урана, что является значительным достижением в области ядерной безопасности и утилизации ядерного материала. Этот процесс содействовал уменьшению количества ядерного материала, находящегося в обращении, и способствовал мирному использованию атомной энергии.Такие соглашения и программы по переработке урана имеют важное значение для международного сообщества, поскольку способствуют укреплению ядерной безопасности и снижению риска распространения ядерного оружия. Российско-американское сотрудничество в этой сфере является примером успешной работы по обеспечению мира и стабильности в ядерной области.Источник и фото - ria.ru